Проект мини-музей «Курочка Ряба»
01.10.2019
Проект
мини - музея на тему:
«Курочка Ряба»
Актуальность
Тема мини-музея была выбрана
именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба — один из
первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. В фольклоре Курочка
и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено
немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных
картинок. Его изображение украшало расшитые полотенца. Вероятно, значение этой
птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней
прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские
дети первых петушков и курочку видят только на картинке, они сразу завоевывают
детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для
работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по
знакомству с курочкой, петушком и цыплятами - это стихи, песни, потешки,
подвижные игры.
Мини-музей поможет ребенку
поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны ребенку
третьего года жизни.
Цель проекта:
Расширить представления детей об окружающем
мире,
формировать представления детей о домашних птицах, таких как курочка ряба,
через создание мини-музея в группе.
Задачи:
·
Познакомить детей с
домашними животными на примере птиц. Воспитывать доброжелательное отношение к
домашним птицам.
·
Создание благоприятных
условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями
·
Привлечь родителей
(законных представителей) к организации и деятельности в мини-музее группы.
Участники проекта: дети , педагоги, родители воспитанников.
Принципы:
·
принцип учета
возрастных особенностей дошкольников;
·
принцип опоры на
интересы ребенка;
·
принцип осуществления
взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
·
принцип наглядности;
·
принцип
последовательности;
·
принцип сотрудничества
и взаимоуважения.
Продолжительность
проекта: 1 год
Ресурсы и условия
реализации проекта.
Информационные ресурсы – сбор и анализ
литературы по данной теме, консультации и беседы с родителями.
Организационные ресурсы – планирование предстоящей
деятельности, привлечение родителей.
Материально- технические ресурсы – приобретение и
изготовление экспонатов для мини-музея.
Этапы
проектной деятельности:
1. Подготовительный этап –сентябрь- октябрь
·
Сбор и анализ
литературы по данной теме.
·
Определение цели,
исходя из интересов и потребностей детей.
·
Обращение за рекомендациями
к специалистам ДОО.
·
Планирование разделов
мини- музея
·
Планирование
предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение
дидактического комплекса для реализации проекта.
2.Основной этап – практическая
деятельность - ноябрь-апрель
Срок реализации |
Мероприятие |
Ответственные |
Ноябрь-декабрь |
Организация
библиотеки «Книжный мир» - про курочку, петушка и цыпленка |
Родители педагоги |
Оформление
картотеки потешек, стихов с картинками про курочку, петушка и цыплят. |
Родители педагоги |
|
Январь-февраль |
Изготовление дидактических игр «Игралочка» |
Педагоги |
Подбор игрушек курочек, петушков, цыплят
из разных материалов |
Родители педагоги |
|
Изготовление макета «Домик для курочки и
петушка» |
Родители |
|
Март |
Создание театров
«Курочка Ряба» (пальчиковый, настольный) |
Родители педагоги |
Создание алгоритма
«Развитие жизни курицы» |
Педагоги |
|
апрель |
Оформление раздела
«Что дает нам курочка» |
Родители педагоги |
|
Оформление «Уголка
самостоятельной деятельности» |
Педагоги |
Изготовление костюмов
для театрализованной игры «В гостях у курочки рябы» |
Родители педагоги |
3. Заключительный этап -май
Проведение досуга «В гостях у курочки Рябы»
Изготовление Лэпбука
Планируемые результаты:
1. Дети познакомились с русскими народными сказками.
2. Дети
научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
3. Дети научились создавать в творческих работах
образы прочитанного.
4. Дети чаще прибегают к активной речи как выражению
своих чувств и эмоций.
5.У малышей появились познавательный
интерес и эмоциональная отзывчивость к русскому фольклору, начало умения рассказывать знакомые сказки.
Приложения:
1. Разделы
музея
2. Планирование и организация деятельности
3. Диагностический материал
4. Театрализованная игра «В
гостях у Курочки Рябы»
5. «Игралочка» -
дидактические игры
6. Лэпбук
«Курочка Ряба»
Приложение №1
Разделы музея
1 раздел «Курочки бывают разными»
Здесь размещены самые разные
игрушки, изображения курочки, петушка, цыпленка.
Они напоминают о том, с какой
любовью люди относились к этой домашней птице.
2 раздел «Семья Курочки
Рябы» - дети узнают и называют
членов семьи: петух-папа,
курочка-мама, а детки-цыплятки
3 раздел «Домик для курочки и
петушка» - макет курятника.
Показать, как человек заботиться о курочках, петушках,
строит для них специальные домики.
4 раздел «Еда для Курочки Рябы». Экспонаты –коллекции различных кормов (пшено, пшеница).
Показать, чем питаются
курочки, петушки.
5 раздел «Цыплёнок из яйца» - показать развитие жизни курицы (петушка).
Картинка: яйцо – цыпленок - курица.
6 раздел «Что дает нам курочка»
- разные яйца, перья, мясо куры (муляж).
7 раздел «Театральный уголок» -
настольный театр для сказки «Курочка Ряба»
8 раздел «Книжный мир» - книги о
петушках, курочках, цыплятах.
9 раздел «Игралочка» - дидактические
игры
10 раздел «Я сам» - для развития
творческого развития, воображения.
Приложение №2
Планирование и
организация деятельности
№ п/п |
мероприятия |
цели |
Образовательная область |
Сроки проведения |
1 |
Рассматривание
игрушек петушка и курочки |
Познакомить детей с
домашней птицей (курочка, петушок),активизировать и пополнять словарный
запас. |
Познавательное Социально-коммуникативное Речевое |
октябрь |
2 |
Д/и «Сложи картинку» сказки «Курочка Ряба») |
Учить детей собирать
картинку |
Познавательное Социально-коммуникативное |
ноябрь |
3 |
Д/и «Найди такой же», «Подбери пару» |
Учить детей подбирать
предметы по тождеству(по цвету, величине
и т.д) |
Познавательное Социально-коммуникативное |
декабрь |
4 |
Рассматривание
картины «Курочка с цыплёнком» (занятие по развитию речи) |
Учить детей
рассматривать картину и отвечать на вопросы взрослого |
Познавательное Социально-коммуникативное Речевое |
декабрь |
5 |
Д/и «Что с начала,
что потом?» |
Учить детей
располагать картинки в порядке развития птицы |
Познавательное Социально-коммуникативное |
январь |
6 |
Познавательно-исследовательская
деятельность «Питание курицы» |
Расширять
представления детей о питании курицы, Развивать
исследовательские навыки |
Познавательное |
январь |
7 |
Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка», Сказки «Курочка Ряба» |
Учить внимательно
слушать художественного произведения, активизировать словарь детей |
Речевое |
февраль |
8 |
Д/и «Кто как кричит» |
Учить детей подражать
звукам обитателей птичьего двора |
Познавательное Социально-коммуникативное Речевое |
февраль |
9 |
Лепка «Горох для
петушка» |
Учить детей лепить
округлые формы |
Художественно-
эстетическое Познавательное |
март |
10 |
Рисование «Зернышки
для цыплят» |
Учить детей рисовать
зернышки кончиком кисти. |
Познавательное |
март |
11 |
Конструирование «Забор для петушка» |
Учить устанавливать
кирпичики в ряд на узкую грань |
Познавательное Художественно-
эстетическое |
апрель |
12 |
Подвижные игры «Наседка и цыплята» «Вышла курочка
гулять» |
Учить детей
действовать по сигналу воспитателя, выполнять действия по тексту, развивать
дружеские взаимоотношения |
физическое Социально-коммуникативное |
апрель |
13 |
Игра – драматизация «Курочка - рябушечка» |
Продолжать знакомить
с фольклорными произведениями, учить детей диалогической речи |
Художественно-
эстетическое речевое Социально-коммуникативное |
май |
14 |
Озвучивание сказки «Курочка Ряба» с презентацией |
Открыть детям
увлекательный мир музыкального творчества, учить детей подыгрыванию
на музыкальных инструментах |
Художественно-
эстетическое речевое |
май |
Приложение№3
Мониторинг по
результатам проекта на конец года.
№пп |
Показатели |
Уровни
|
||
Ребенок умеет |
Оптимальный |
Достаточный |
Критический |
|
1 |
Появился познавательный интерес к
домашним птицам |
30%-43% |
45%-42% |
23%-15% |
2 |
Распознает сказочных
героев по иллюстрациям |
26%-46% |
33%-31% |
41%-23% |
3 |
Участвует в играх,
подражая взрослым |
23%-31% |
32%-49% |
45%-20% |
4 |
Создает
в творческих работах образы
прочитанного |
24%-32% |
23%-39% |
53%-29% |
5 |
Активизировалась речь |
25%-34% |
29%-40% |
46%-26% |
6 |
Проявляет желание
поучаствовать в совместной деятельности с взрослыми |
28%-38% |
30%-37% |
42%-25% |
Вывод: К концу года
наблюдается повышение показателя оптимального уровня в среднем на 10-11%,
уменьшение критического уровня на 18-19%. В процессе реализации
данного проекта у детей появился интерес
к чтению сказок, развитие наблюдательности и сопереживания, формирование представлений о
животном мире, активное повышение
познавательного интереса, речевого уровня и словарного запаса.
Приложение №4
Театрализованная игра
«В гостях у Курочки Рябы»
Дети под музыку входят в зал.
Ведущий:
Ох, как скучно нам
стоять,
Не пора ли погулять?
Дети идут за воспитателем в лес.
Ведущий:
По тропиночке пойдём
Сказочку в лесу найдём.
Где же сказка? Не
видать….
Надо нам её позвать.
Ведущий и дети: Ау, ау!!!
Ведущий:
Сказка, сказка,
отзовись!
Сказка, сказка, появись!
Звучит музыка.
Ведущий:
Всех ребяток соберу
Сказку я вам расскажу
Про курочку Рябу
И ее цыпляток
Маленьких, жёлтых
Весёлых ребяток!
Жила-была курочка Ряба
И снесла она яичко,
Да не одно, а много
(показывает корзину с яйцами)
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупки пушистые
детки.
Появляется мама- курочка и обращается к
цыпляткам.
Мама-курочка:
До чего же хороши,
Мои цыплятки-малыши.
Светит солнышко с утра
Завтракать пришла пора.
Цып цып, цып…
Дети подбегают к маме-курочке.
Песня инсценировка «Вышла курочка гулять».
Дети:
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!
Мама-курочка:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Дети:
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!
Дети садятся на стульчики.
Мама-курочка:
Дети - это мой дружок.
Золотистый петушок.
Как мой Петя поутру
Запоёт: кукареку!!!
Ребёнок-петушок исполняет песню Петушка:
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок
Маслена головушка,
шелкова бородушка
Что так рано встаешь,
голосисто поешь,
Деткам спать не даешь!
Ку-ка-ре-ку!
Ведущий: ребята, давайте поиграем с мамой-курочкой в
прятки.
Дети: Давайте.
Ведущий:
Мы играем в прятки
Спрятались цыплятки.
Спрятались ребятки,
Желтые цыплятки.
Дети прячутся за заборчиком.
Мама-курочка:
Я по дворику хожу,
Деток я не нахожу.
Где мои ребятки,
Желтые цыплятки?
Я к забору подойду,
Может там детей найду.
За забором кто стоит
И тихонечко пищит?
Дети: ПИ-ПИ-ПИ!
Мама-курочка:
Вот мои ребятки
Желтые цыплятки!
Появляется кошка.
Кошка: Мяу, мяу!
Дети хором:
Брысь! Кошка уходи!
К нам во двор не
заходи!
Кошка догоняет детей. Дети разбегаются и
прячутся у мамы-курочки под крылышком.
Дети хором:
Брысь! Кошка уходи!
К нам во двор не
заходи!
Кошка убегает.
Мама-курочка:
Молодцы мои цыплятки,
Убежали без оглядки.
С кошкою шутить нельзя!
Очень хитрая она!
Вы все постарались
детки.
Получайте по конфетке!
(угощает детей)
Ведущий:
Нашей сказочке конец.
Кто играл – тот
молодец!
Приложение №5
Игралочка
(дидактические игры)
Тематическая подборка игр и упражнений,
тема: «Курочка Ряба»
Цели:
Вызвать у детей интерес к
сказке, привлечь к игре-драматизации по сказке.
Формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете.
Продолжать учить рисовать карандашом,
кистью, пальчиком.
Закреплять приемы наклеивания и лепки (прямое и круговое раскатывание,
сплющивание, отщипывание, придавливание).
Формировать интерес к сказкам, изобразительной деятельности.
Упражнять в сооружении постройки по образцу воспитателя.
Развивать мелкую моторику, звукоподражание, координацию движений, зрительное и
слуховое сосредоточение, чувство ритма.
Оборудование:
Игрушки для настольного
театра: дед, баба, курочка, мышка, яйца (простое и золотое).
Цветные силуэтные картинки цыплят
четырех величин.
Шнур красного цвета, нарезанный на короткие и длинные отрезки.
Картинка-заготовка с изображением двух яиц .
Платок, фуражка, золотое
и простое яйцо, шапочки курочки и мышки.
Счетные палочки, картинка-фон с изображением петушка и схемы постройки дома из
счетных палочек.
Ложки, яйца (пластиковые или деревянные)в корзинке.
«Птичий двор» - учить детей
называть домашних птиц по картинкам; проговаривать звукоподражание.
«Собери яйцо», «Собери картинку» - учить составлять из отдельных частей одно
целое.
Пазлы «Курочка Ряба» - учить детей из
отдельных частей составлять сюжет.
«Большое – маленькое яичко» - учить детей
различать по величине.
«Найди такой же», «Подбери пару» - учить детей подбирать предметы по
тождеству (по цвету, величине и т.д)
Показ настольного театра «Курочка ряба»
Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».
Дидактическая
игра «Расставь цыплят по росту».
- Собралась курочка Ряба своих
ребят-цыплят на прогулку вести. Давайте построим цыплят по росту: первым
поставим самого большого цыпленка, за ним цыпленок поменьше. Затем еще поменьше
и самый маленький.
Упражнение «Перенеси яйца».
Дети
переносят ложкой яйца из корзины в яичную клетку.
Дидактическая игра «Длинные и
короткие червячки».
-
Ребята, превращайтесь в цыплят и отправляйтесь гулять, червячков искать.
Много червячков вы насобирали. Какого цвета червячки? Красного. Посмотрите
внимательно одинаковые червячки? Нет разные: короткие и длинные. Разложите
червячков на две кучки — в одну кучку коротких. А в другую кучку длинных
червячков.
Упражнение «Прокати яйцо».
-
Возьмите в руки яйцо и прокатите его по дорожке.
Пальчиковое рисование «Яйцо
простое, яйцо золотое».
- На
картинке нарисовано яйцо — белое. Возьмите оранжевую краску и
закрасьте его, чтобы оно стало золотое.
Игра-драматизация
по сказке «Курочка Ряба»
Детям предлагается надеть фуражку, платок,
шапочки мышки и курочки и показать сказку. Текст сказки говорит воспитатель.
Игра со счетными палочками «Дом
для Петуха-папы»
- Вот какой домик нужно построить для папы
Петуха.
-
Берите палочки и выкладывайте их на картинке так, чтобы получился домик.
Лепка
«Яичница на сковороде».
- Не из всякого яйца появляется цыпленок.
Некоторые яйца попадают к нам в холодильник, из них мама готовит яичницу. Вот и
мы с вами сейчас возьмем сковородки и положим перед собой. Затем круговыми
движениями раскатаем кусочек белого пластилина, чтобы получился шар, расплющим
его в лепешку, приложим к сковороде и придавим — это яичный белок. Кусочек
желтого пластилина круговыми движениями раскатаем в шар, приложим в середину
белка и придавим. Вот какая яичница получилась у нас с вами!
Музыкально-танцевальное
упражнение «Танец цыплят».
Дети танцуют под музыку по показу
воспитателя.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.02.2021
Дата обновления: 25.02.2021
Дата публикации: 01.10.2019