Развиваем мелкую моторику рук
25.11.2019
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на
становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон
подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко
является одной из причин возникновение у них заикания.
Следствие слабого развития общей моторики, и в
частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или
проблем с речевым развитием.
К сожалению, о проблемах с координацией
движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед
школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения
новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание.
Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики,
зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики
бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в
начальных классах.
Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша
начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого
уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие
участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная
система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие
всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы).
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием,
координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью,
воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие
навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи,
мышления и психического развития.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти
рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим
улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не
менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного
мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений
кистей и пальцев руки оказывает самомассаж (пальчиковые упражнения, а также
занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление
поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т.
д.). Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой
моторики.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые
игры».
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо
рифмованных историй, сказок при помощи пальцев(например, обычная
«сорока-ворона»)
Эти
игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой
деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы,
животных, людей, их деятельность, явления природы.
Во
время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки.
Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.
Многие игры требуют участия обеих рук, что
даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,
«вниз» и т. д.
Игры с детьми на развитие мелкой моторики:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого
возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам
ребенка, гладьте их и массируйте. Сво
2. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик
ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур –
линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
3. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких
дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть
сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет
движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку
какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером
для рук.
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев.
Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает
ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное
удовольствие.
5. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить
перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
6. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что
очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами
различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью
перебирать их пальчиками. Однако, будьте внимательны, чтобы бусы не рассыпались
и ребенок не брал бусинки в рот.
7. Пирамидки
Из них можно строить башенки, вкладывать их
друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
8. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её
малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра
хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
9. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для
лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь,
обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать
тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
10. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок,
состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы.
Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале.
Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
Развитие мелкой моторики детей – не единственный фактор, способствующий
развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться
с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.02.2021
Дата обновления: 25.02.2021
Дата публикации: 25.11.2019